2015 3 (7)

September 30, 2015

 

Аннотации

 

СУВОРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Савинкин А.Е. 

Суворовская «Наука побеждать»

В статье редактора «Российского военного сборника» А. Е. Савинкина дается целостное представление о «Науке побеждать», отраженной в многочисленных приказах, наставлениях и письмах великого русского полководца А.В. Суворова. Показаны характерные черты суворовской военной системы. Особое внимание уделяется раскрытию смысла основных правил «истинного военного искусства» Российской Армии Победоносца в связи с требованиями современности. Деятельность А.В. Суворова рассматривается в контексте будущего, с учетом курса на создание перспективных Вооруженных Сил Российской Федерации. Предлагается развивать Российскую армию в суворовском духе, по примеру Суворова и под его девизом: «Воевать не числом, а уменьем!»

Ключевые слова:

А.В. Суворов; «Наука побеждать»; патриотизм; военное искусство; моральный дух войск; воинское воспитание; обучение; наступление; профессионализм; офицер; солдат; служба; здоровье; законы борьбы; мятеж; глазомер; разведка.

[pdf] 

Сакун С.А.

«Суворовские чтения» как новая форма изучения отечественной военной классики 

В статье раскрываются место и роль российской военной классики для современных офицеров. Рассматриваются основные идеи А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Д. В. Давыдова, Е. Э. Месснера, М. И. Драгомирова по вопросу морально-психологического обеспечения войск (сил), которые используются в образовательном процессе Военного университета и также в ходе «Суворовских чтений». Популяризация и творческое изучение отечественной военной мысли командирами и начальниками, результаты исследовательской деятельности в данном направлении, по мнению автора, будут способствовать успешному решению задач по укреплению морального состояния личного состава Вооруженных Сил России в современных условиях.

Ключевые слова:

офицеры; морально-психологическое обеспечение; военная классика; Суворовские чтения; Российский военный сборник; А. В. Суворов; М. И. Кутузов; Д. В. Давыдов; Е. Э. Месснер; М. И. Драгомиров.

[pdf]

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Золотарев В.А.

А. В. Суворов: русское военное искусство второй половины XVIII века и становление новых форм ведения войны 

В статье раскрывается вклад великого русского полководца Александра Васильевича Суворова в развитие военной стратегии и тактики, системы обучения и воспитания войск. Показано, что вся его жизнь, начиная с юношеских лет, является поучительным примером патриотического служения Родине. Анализируются причины, сделавшие фактом опережающий уровень развития военного искусства России в сопоставлении с Западной Европой и обусловившие победы русского оружия в войнах второй половины XVIII в. Описание и анализ походов и сражений великого полководца, по мнению автора, должны давать не материал для изготовления стратегических и тактических рецептов, а наталкивать мысль современных военачальников на принятие обоснованных решений в зависимости от складывающейся обстановки.

Ключевые слова:

А.В. Суворов; Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, М.И. Кутузов; полководец; военное искусство; стратегия; тактика; армия; русское оружие; война; боевые действия; штыковой удар; воинское воспитание; обучение войск; исторический опыт.

[pdf]

Кунц Н.З., Владимиров А.И. 

Становление и развитие суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ 

Статья посвящена истории суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ. Показано, что решение о создании системы суворовских военных училищ «типа старых кадетских корпусов» в августе 1943 г. создало основания для формирования нового служилого слоя государственных служащих и способствовало укреплению уверенности советского народа в победе в Великой Отечественной войне. Авторы рассматривают этапы создания, становления и функционирования суворовских, нахимовских и кадетских военно-учебных заведений, которые за время своего существования показали себя как «эффективная школа образования и воспитания патриотически-настроенных граждан, которые посвящают себя делу служения Отечеству».

Ключевые слова:

суворовское военное училище (СВУ); нахимовское военно-морское училище (НВМУ); кадетский корпус; формирование; образование; военно-патриотическое воспитание.

[pdf]

Козлов А.В., Новожилов В.Ю.

Фальсификация отдельных сторон деятельности внутренних войск НКВД-МГБ-МВД в украинской историографии 

В статье раскрываются основные направления фальсификации отдельных сторон деятельности внутренних войск НКВД-МГБ-МВД в украинской историографии. Главное внимание авторы уделяют противодействию попыткам искажения роли войск НКВД-МГБ-МВД в ликвидации националистических формирований и бандгрупп на Западной Украине в 1944-1953 гг.

Ключевые слова:

НКВД; МГБ; МВД; внутренние войска; Западная Украина; национализм; вооруженное подполье; история; фальсификация.

[pdf]

 

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Белозеров В.К.

Александр Суворов в трудах Карла Клаузевица 

В статье анализируются оценки, данные немецким военным теоретиком К. Клаузевицем А.В. Суворову и его полководческому искусству. Объясняется специфика метода познания К. Клаузевицем военно-политической действительности, оценки им действий политических и военных деятелей. Показаны причины и последствия предвзятого отношения к идейному наследию К. Клаузевица в нашей стране. Его труды свидетельствуют, что в них содержатся самые высокие оценки А. В. Суворова и качеств русских войск. Обосновывается необходимость и перспективы дальнейших исследований творческого наследия К. Клаузевица и А. В. Суворова.

Ключевые слова:

Карл Клаузевиц; А.В. Суворов; политика; политическая теория; война; духовный фактор; ангажированность; объективный подход; метод исследования.

[pdf]

Шаваев А.Х. 

Сущность национальной безопасности и подходы к ее определению 

Автор анализирует понятия «безопасность», «опасность», «нация», «национальные интересы» и уточняет сущность национальной безопасности, что позволяет выявить целый пласт новых опасностей для социума – опасности непреднамеренного характера, которым в отечественных научных публикациях уделяется недостаточно внимания. Рассматриваются источники, ведущие к созданию как преднамеренных, так и непреднамеренных опасностей для современного российского общества. Предложено авторское видение путей и возможностей обеспечения национальной безопасности методом гармоничного развития и совершенствования.

Ключевые слова:

безопасность; опасность; нация; российское общество; национальные интересы; национальная безопасность.

[pdf]

Горячев А.И. 

Холодная война как глобальный идеологический конфликт 

В статье рассматривается сущность и содержание холодной войны как глобального цивилизационного конфликта ХХ века. Основное внимание уделяется анализу идеологической компоненты холодной войны, ее влиянию на экономическое, политическое и собственно военное противоборство двух мировых систем. Показано, что в концептуальном плане холодная война, помимо всего прочего, представляла собой глобальное идеологическое, политическое и военное противостояние двух социально-политических систем, носила межсистемный характер и была пронизана мировоззренческим, идеологическим началом. Обосновывается гибридный характер холодной войны, ее роль в развале Советского Союза и всей социалистической системы, отмечаются попытки ее возрождения в современных международных отношениях.

Ключевые слова:

глобальное противоборство; биполярный мир; холодная война; цивилизационная война; гибридная война; психологическая война; идеологический конфликт; массовое сознание; манипуляция.

[pdf]

Замай Н.Н. 

Военно-профессиональная субкультура как средство формирования политического сознания российских военнослужащих 

В статье рассматривается специфика военно-профессиональной среды, являющейся сферой распространения профессиональной военной субкультуры. Особое внимание уделяется анализу основных функций профессиональной субкультуры. Показаны особенности воздействия художественной культуры на военно-профессиональную среду. Обосновывается эффективность использования потенциала военно-профессиональной субкультуры, направленной на закрепление позитивных патриотических установок и ценностей, как средства формирования политического сознания.

Ключевые слова:

политическое сознание; военнослужащие; художественная культура.

[pdf]

Веремчук В.И., Барановский М.В. 

Социальные характеристики и особенности процесса социализации личности офицера в условиях модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации

Статья посвящена проблемам социализации личности офицера, ее месту в укреплении морально-психологического состояния личного состава подразделений Вооруженных Сил РФ. Представлен социальный портрет офицера современной российской армии. Выделены особенности социализации военного профессионала. Предложены социальные механизмы ее оптимизации.

Ключевые слова:

личность; офицер; социализация; авторитет; доверие; морально-психологическое состояние.

[pdf]

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Шевцов В.М., Кибакин М.В.

Компетентностная модель подготовки адъюнктов военно-гуманитарных направлений: проблемы разработки и реализации 

В статье представлено обоснование порядка разработки и реализации компетентностной подготовки адъюнктов в Военном университете. На основе анализа современной нормативной правовой базы показаны возможности военных образовательных организаций по формированию вузовских метакомпетенций, особенности использования ими модульного подхода к организации образовательного процесса. Значительное внимание уделено описанию алгоритма преобразования нормативно заданных компетенций в индикативные показатели, которые могут быть подвергнуты измерению. Авторами предложены меры по развитию компетентностного подхода в современных условиях перехода к образовательным стандартам новых поколений.

Ключевые слова:

адъюнкт; подготовка; военно-гуманитарное направление; образовательный процесс; компетенции; компетентностное обучение; модель; стандарт.

[pdf]

Караяни А.Г.

Методика использования метафоры в системе интерактивного обучения курсантов 

В статье обосновывается необходимость интерактивного обучения. Автор исходит из того, что современный военный специалист должен обладать не только конкретными военно-профессиональными знаниями, но и гибким, системным, адаптивным, творческим мышлением. Раскрываются дидактические свойства метафоры как одного из средств активного обучения. Показаны многомерность, «зашифрованность», скрытость смысла в метафоре, что позволяет осуществлять его «добывание», открытие, постижение и тренировать механизмы «открытия» смыслов у военнослужащих. Приводится вариант метафоры, отражающей в скрытом виде принципиальную траекторию научного исследования.

Ключевые слова:

активное обучение; интерактивное обучение; метафора; алгоритм; научное исследование.

[pdf]

Поляков В.Т., Емельянов А.П., Ермаков Ю.В.

Система подготовки командного состава вооруженных сил Великобритании 

В статье, подготовленной по материалам опубликованных в журнале «Зарубежное военное обозрение», приводятся данные об основных элементах системы подготовки офицерских кадров для вооруженных сил Великобритании. На примере Сандхертского военного училища и Королевского колледжа оборонных исследований рассматриваются основные направления деятельности военно-учебных заведений Великобритании. Раскрываются особенности оперативной и боевой подготовки сухопутных войск, а также подготовки офицеров краткосрочной службы. Делается ряд обобщающих выводов о системе подготовки командного состава Великобритании.

Ключевые слова:

Великобритания; вооруженные силы; военное образование; военно-учебные заведения; офицерский состав; комплектование; краткосрочная служба; оперативная подготовка; боевая подготовка.

[pdf]

Тынянова О.Н., Калашников И.А. 

Военное образование в России второй половины XVIII в. как феномен просвещения и фактор формирования социального лифта 

Военное воспитание и образование в Российской империи второй половины XVIII в. рассматривается и как уникальная среда формирования личности солдата и полководца и одновременно как ведущий механизм социального лифта.

Ключевые слова:

Российская империя; военное образование; воинское воспитание; социальный лифт.

[pdf]

Степанищев А.Т.

Подлинный патриотизм

Статья публикуется в рамках научного проекта «Воспитание патриотизма у слушателей и курсантов в образовательном процессе Военного университета». В ней приводятся оценки известных личностей о подлинном и мнимом патриотизме, взаимодействии подлинного патриотизма с общечеловеческими идеалами и ценностями. Раскрываются сущность воинского патриотизма и основные качества патриота. Анализируются основные факторы, оказывающие влияние на воспитание патриотизма в Вооружённых Силах РФ. Автор излагает свое видение патриотической ненависти, высказывает мысли о вероятном противнике в современных условиях.

Ключевые слова:

воинский патриотизм; долг; смелость; "государство ‒ армия ‒ народ"; глобализация; новый мировой порядок; геополитические враги; санкции; терроризм; вероятный противник.

[pdf]

 

ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО! 

Семин В.П., Шихгафизов П.Ш.

Полководец А.В. Суворов – олицетворение высокой духовности и нравственности 

Военное воспитание и образование в Российской империи второй половины XVIII в. рассматривается и как уникальная среда формирования личности солдата и полководца и одновременно как ведущий механизм социального лифта.

Ключевые слова:

Российская империя; военное образование; воинское воспитание; социальный лифт.

[pdf]

Кунц Н.З. 

Жизнь – Родине, честь – никому! 

Статья публикуется в рамках научного проекта «Воспитание патриотизма у слушателей и курсантов в образовательном процессе Военного университета». В ней приводятся оценки известных личностей о подлинном и мнимом патриотизме, взаимодействии подлинного патриотизма с общечеловеческими идеалами и ценностями. Раскрываются сущность воинского патриотизма и основные качества патриота. Анализируются основные факторы, оказывающие влияние на воспитание патриотизма в Вооружённых Силах РФ. Автор излагает свое видение патриотической ненависти, высказывает мысли о вероятном противнике в современных условиях.

Ключевые слова:

воинский патриотизм; долг; смелость; "государство ‒ армия ‒ народ"; глобализация; новый мировой порядок; геополитические враги; санкции; терроризм; вероятный противник.

[pdf]

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Цифровое будущее военных библиотек 

11 сентября 2015 г. министр обороны Российской Федерации генерал армии С. К. Шойгу посетил Военный университет в целях ознакомления с презентацией электронных учебников и модели единой электронной библиотеки образовательных и научно-исследовательских организаций Министерства обороны.

[pdf]

НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Заключительный акт Второй мировой войны 

2 сентября 2015 г. в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» (Кубинка) Военный университет Минобороны России провел межвузовский ʺкруглый столʺ «Победа над Японией 1945 г. как заключительный акт Второй мировой войны: итоги и значение для современного мира». Цель ʺкруглого столаʺ – осмысление роли и значения Победы над Японией в 1945 г. в послевоенном мироустройстве и её влияния на развитие российской государственности.

[pdf]

Аккредитационная экспертиза образовательных программ 

23 сентября 2015 г. Управление военного образования Министерства обороны Российской Федерации провело на базе Военного университета учебно-методический сбор с руководящим составом ведомственных образовательных и научно-исследовательских организаций и экспертами от Минобороны России на тему: «Аккредитационная экспертиза образовательных программ, реализуемых образовательными и научно-исследовательскими организациями Минобороны России в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами».

[pdf]

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Военный университет

Министерства обороны

Российской Федерации

Наши партнёры

© 2014 - 2019, Военный академический журнал

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now