ВАЖ 2020 1(25) [RU]

[EN]


ПОДВИГ НАРОДА

Память и гордость

Интервью с начальником Военного университета Министерства обороны Российской Федерации генерал-лейтенантом И. В. Мишуткиным

«БЫТЬ ДОСТОЙНЫМИ ПОДВИГА ПОБЕДИТЕЛЕЙ!»

Об изменениях в образовательной деятельности и научном комплексе Военного университета, о мероприятиях вуза по подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в рамках проведения Года памяти и славы рассказывает генерал-лейтенант Игорь Викторович Мишуткин.

Ключевые слова: Военный университет; подготовка кадров; образовательные программы; научная работа; военно-патриотическое воспитание; ветераны; Великая Отечественная война; Великая Победа; духовно-просветительский центр.

[pdf]


Петрий Петр Владимирович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Мельников Алексей Владимирович

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (Москва)

Феномен Великой Победы: постановка проблемы и определение методологического статуса

Статья посвящена феномену победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., который рассматривается как подвиг, историческая память и ценность современного российского общества. Подчеркивается, что заметно активизировавшиеся в последнее время атаки на значимость Великой Победы обусловливают необходимость и актуальность обращения к проблеме философского характера для осмысления данного духовного образования и определения его методологического статуса в целях изучения, понимания и использования в практической работе всех акторов общественного развития страны в настоящее время. Делается вывод о том, что практика патриотического воспитания граждан настоятельно требует сохранения и защиты ценности Великой Победы как основы развития современной России.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Великая Победа; подвиг; российское общество; методологические ориентиры; методологический статус; феномен; историческая память; духовные ценности; культура; духовное образование; патриотическое воспитание.

[pdf]


Актуальное наследие

Савинкин Александр Евгеньевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

«НАУКА ПОБЕЖДАТЬ – НЕ ПРОСТАЯ НАУКА…» Главные уроки Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова

В историко-философском очерке редактора «Российского военного сборника» А. Е. Савинкина представлены главные уроки Маршала Советского Союза Г. К. Жукова с учетом опыта Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Показано, что Жуковская Наука побеждать основывается на любви к Родине, военной профессии, военному искусству. Она определяется также подготовкой к современной войне, культом практической учебы и прозорливым взглядом в будущее. На основе анализа опыта и взглядов великого полководца подробно рассматриваются слагаемые успеха боя, сражения и операций, которые проводил и организовывал великий полководец. Особо отмечена мужественная борьба Г. К. Жукова за историческую правду, против фальсификаций, несправедливого отношения к нему после 1957 г. Высказывается предложение проводить в войсках не только «Суворовские чтения», но и «Жуковские чтения» в интересах дальнейшего развития Вооруженных Сил России, совершенствования военного искусства.

Ключевые слова: Г.К. Жуков; полководец; вооруженные силы; армия; война; военное искусство; принципы; правила; практическая учеба; Великая Отечественная война; победа; воспоминания; военная мысль; боевой опыт; современная война.

[pdf]


Бритвин Николай Иванович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Лавренов Сергей Яковлевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Битва за Берлин: актуальное прочтение

В статье рассматриваются особенности планирования, организации и проведения Берлинской наступательной операции. Особое внимание уделяется захвату советскими войсками Зееловских высот, предварявшего взятие Берлина. Раскрываются обстоятельства, вынудившие командование 1-го Белорусского фронта изменить первоначальный план штурма высот. Показана тактика уличных боев в Берлине. Проанализированы спорные аспекты Берлинской операции, ставшие предметом дискуссии на военно-научной конференции в апреле 1946 г.

Ключевые слова: Берлинская операция; план операции; 1-й Белорусский фронт; 2-й Белорусский фронт; 1-й Украинский фронт; командование; Г.К. Жуков; армия; войска; наступление;немецкая оборона; Зееловские высоты; штурм Берлина.

[pdf]


Они сражались за Родину


Байков Юрий Аркадьевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

«Мы летали под Богом, возле самого рая» (страницы летописи одного бессмертного полка)

Статья посвящена страницам истории одного из сотен авиационных полков, доблестно сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны «от звонка до звонка».Описаны основные вехи боевого пути115-го гвардейского истребительного авиационного полка, которому в 1944 г. было присвоено почётное наименование «Оршанский». Приводятся подтвержденные архивными документами сведения о малоизвестных подвигах, совершённых лётчиками полка.Впервые публикуются материалы о командире звена гвардии лейтенанте Н.М. Родюшкине, который совершил огненный таран скопления вражеской техники.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; истребительный авиационный полк; эскадрилья; лётчик; аэродром; боевые действия; операция; воздушный бой; прикрытие; сопровождение, воздушный таран;победа.

[pdf]


Филипповых Дмитрий Николаевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

«Ведь если бой, то я с тобою, эпоха громкая моя»

Статья посвящена фронтовой биографии поэта, военного переводчика и разведчика лейтенанта П. Д. Когана. Он добровольцем ушел в Красную Армию, учился на курсах военных переводчиков, был активным участником Великой Отечественной войны. Материалы статьи основаны на воспоминаниях родных и близких Павла Когана,его письмах и архивных документах, позволяют расширить преставления читательской аудитории о жизненном пути одного из талантливых отечественных поэтов-фронтовиков, не вернувшихся с войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Павел Коган; военный переводчик; курсы; фронт; разведчик; противник; Новороссийск; поэт; стихи.

[pdf]


Степанищев Александр Тимофеевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Одолели, победили вы в боях за Родину святую!

Очерк посвящен бессмертным страницам патриотизма защитников и освободителей городов-героев в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Приведены примеры, свидетельствующие об вкладе жителей-патриотов в оборону своих городов и противостоянии оккупантам на занятых врагом территориях. Констатируется, что защита городов-героев во многом способствовала успехам советских войск на основных стратегических направлениях фронтов. Обращается внимание на необходимость аргументированной критики имеющих место фальсификаций, связанных с обороной Москвы, Сталинграда и Ленинграда. Отмечается, что все города-герои служат образцами преданности их жителей родной земле, верности патриотическому долгу.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; город-герой; жители; оборона; ополчение; истребительные батальоны; вермахт; оккупация; подпольщики; борьба; фальсификация истории; патриотизм; память.

[pdf]


Оружие особого рода


Фоменко Петр Петрович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Русин Эдуард Валерьевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

«Победа - слово, ведущее в бой» (исторический опыт воинского воспитания военнослужащих Красной Армии в ходе Сталинградской битвы)

Статья посвящена обобщению исторического опыта организации воинского воспитания воинов в частях и соединениях РККА в период оборонительной и контрнаступательной операций в ходе Сталинградской битвы. Авторы опираются на документы обобщенного войскового опыта, научные труды и публикации, современные учебные издания и другие источники. Рассматриваются содержание, формы и методы партийно-политической работы, проводившейся политическими органами по укреплению морального духа различных категорий военнослужащих.

Ключевые слова: Сталинградская битва; РККА; оборона; контрнаступление; партийно-политическая работа; политические органы; командиры; политработники; воинское воспитание; бойцы; морально-боевой дух; боевой опыт.

[pdf]


Оружие особого рода


Рубцов Юрий Викторович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Институт штрафных частей в годы Великой Отечественной войны на перекрестках мнений ревнителей исторических знаний

Статья посвящена отражению в советской ироссийской историографии института штрафных частей в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Показывается генезис историографии проблемы и особенности её формирования на различных этапах приращения нового знания. Представлены новые подходы к освещению истории штрафных формирований. Особое внимание уделяется междисциплинарному подходу при изучении проблемы, исходя из которого выявляется вклад авторов, представляющих военную историю и военное право.

Ключевые слова: штрафные части; военный трибунал; военнослужащие; преступления; военно-уголовное право; публикации; статьи; историография.

[pdf]

Арзамаскин Юрий Николаевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

В едином боевом строю: к вопросу о партизанском движении на территории СССР в 1941–1944 гг.

В статье раскрываются источники, сущность, особенности партизанского движения на территории оккупированных областей СССР. Показано его отличие от движения Сопротивления в странах Западной Европы. Рассматриваются отечественная и зарубежная историографии проблемы. На основе последних рассекреченных архивных документов делается вывод о реальном вкладе партизан в дело Великой Победы.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Красная Армия;оккупированные территории; захватчики; борьба; партизанское движение; партизаны; коллаборационисты;документы.

[pdf]


ВОЕННО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ


Война: история и современность


Гулевский Алексей Николаевич

Волгоградская академия МВД России (Волгоград)

Войны классические и неклассические: история сосуществования

В статье на основе анализа военных конфликтов прошлых времен приводится характеристика классических и неклассических войн. Показано, что неклассические войны не являются чем-то новым и ведут свою историю еще с античных времен. Феномены классической и неклассической войн рассмотрены в эпоху аграрной, индустриальной и информационной цивилизации. Делается вывод, что в каждую историческую эпоху классическая и неклассическая война не вытесняют друг друга и могут сосуществовать в зависимости от складывающихся исторических условий.

Ключевые слова: политика; классическая война; неклассическая война; гибридная война; законы войны; ассиметричные конфликты; партизанские отряды; борьба; террор; экономическое давление; информационное противоборство.

[pdf]


Колесников Дмитрий Иванович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Кривенко Анатолий Михайлович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

К проблеме сущности и специфики гибридной войны

В статье рассматриваются некоторые точки зрения на сущность и содержание одного из самых неоднозначных социальных феноменов современности – гибридной войны. Посредством их социально-философского анализа авторы приходят к выводу, что гибридная война является в целом старым явлением, которое под воздействием процессов глобализации и информатизации приобрело в настоящее время качественно иной характер. Явление гибридных войн рекомендуется рассматривать как новый элемент противоборства, сочетающий в себе политические, экономические, информационные и другие невоенные меры воздействия на противника, реализуемые с опорой на военную силу.

Ключевые слова: глобализация; военная политика; стратегия; тактика; гибридные войны; информационное пространство; технологии; пропаганда; психологическое воздействие.

[pdf]


Кафтан Виталий Викторович

Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва)

Беляев Андрей Васильевич

Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники (Череповец)

Вайленсологические практики современного информационного противоборства

В статье с позиций социально-философского анализа рассматривается насильственно-ненасильственные практики информационного противоборства, обеспечивающие политическое превосходство и достижение геополитических целей в современном мире. Показано, что концепции умной силы, гуманитарной интервенции, добродетельной и гибридной войн, разрабатываемые субъектами информационного противоборства, призваны обеспечить мягкое воздействие на социальные процессы, связи и отношения. Авторы приходят к заключению, что вайленсологические практики, несмотря на декларируемый ненасильственный характер, выступают трансформацией принудительных методов политического господства, призванной скрыть опасность деструктивного воздействия под видом мягкого управленческого влияния.

Ключевые слова: информационное противоборство; вайленсологическая практика; вооруженное насилие; ненасильственные технологии; умная сила; гуманитарная интервенция, добродетельная война; гибридная война.

[pdf]


Козлов Андрей Валерьевич

Московский педагогический государственный университет (Москва)

Сыртланов Тимур Маратович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Роль военных ведомственных средств массовой информации в военно-политической агитации и пропаганде в ходе операции Вооруженных Сил России в Сирийской Арабской Республике

В статье рассматриваются роль и значение военных ведомственных средств массовой информации в военно-политической агитации и пропаганде в ходе операции Вооруженных Сил России в Сирийской Арабской Республике. Авторы анализируют основные направления деятельности газет «Русский витязь» и «Вместе к миру».Военные ведомственные СМИ в условиях ведения боевых действий, по мнению авторов, являются важнейшим элементом военно-политической работы с военнослужащими.

Ключевые слова: Сирия; Россия; Вооруженные Силы;военная операция; ведомственные СМИ; информация; военно-политическая работа; агитация; пропаганда; психологическое воздействие; российские военнослужащие.

[pdf]


Военная педагогика


Поздняков Олег Геннадьевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Алехин Игорь Алексеевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Особенности реализации интерактивных дидактических технологий в образовательном процессе военных вузов на основе опыта, полученного в ходе специальных операций за пределами Российской Федерации

В статье раскрываются особенности организации образовательного процесса военного вуза с учетом реализации в нем современных форм интерактивных дидактических технологий с опорой на боевой опыт, полученный Силами специальных операций ВС РФ в Сирийской Арабской Республике. Путем анализа документов из открытых источников выявлена и детально охарактеризована специфика проведения учебных занятий с курсантами военных вузов с использованием опыта специальных операций за пределами РФ.

Ключевые слова: образовательный процесс;курсанты; обучающиеся; педагогические технологии; интерактивные дидактические технологии; формы; методы;знания; боевой опыт.

[pdf]


Потяев Павел Юрьевич

Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище (Благовещенск)

Федак Евгений Иосифович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Экологическая арктическая подготовка курсантов военных вузов: основные задачи и вопросы организации

В статье обосновывается необходимость экологической арктической подготовки военнослужащих в современных условиях. Рассматриваются её цель, основные задачи и вопросы организации в вузах Министерства обороны России. Экологическое образование будущих офицеров, по мнению авторов, является основой для получения курсантами твердых знаний в соблюдении правил и требований экологической безопасности во время прохождения службы в районах Крайнего Севера.

Ключевые слова: военный вуз; курсанты; экологическая арктическая подготовка; военная служба; Арктика; Крайний Север, экологическая безопасность.

[pdf]


Афанасьев Сергей Евгеньевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Данилин Алексей Сергеевич

Московский государственный лингвистический университет (Москва)

Дидык Борис Васильевич

Московский государственный лингвистический университет (Москва)

О развитии творческого мышления обучающихся в процессе оперативно-тактической подготовки в вузе с использованием современных информационных технологий

В статье обосновывается необходимость интенсификации образовательного процесса в вузах Министерства обороны России и на военных кафедрах образовательных организаций высшего образования, в частности на занятиях по оперативно-тактической подготовке. В целях достижения творческого уровня в познавательной деятельности, по мнению авторов, необходима индивидуализация процесса обучения курсантов, слушателей и студентов, а также внедрение активных методов обучения и автоматизированной педагогической системы. Показано, что применение комплекса автоматизированных средств обучения в ходе разработки боевых документов позволит с его помощью решать «рутинные» задачи и, соответственно, активизировать когнитивную деятельность обучающихся.

Ключевые слова: вузы; обучающиеся; курсанты; слушатели; студенты; оперативно-тактическая подготовка; тактика; педагогическая система; технологии обучения; программированное обучение; информатизация; автоматизация; алгоритмизация; информация; творческое мышление.

[pdf]


Рыжков Александр Анатольевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Иванов Владимир Петрович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Условия повышения эффективности психолого-педагогической диагностики суицидального поведения военнослужащих в воинских частях и подразделениях

В статье рассмотрены условия, способствующие повышению эффективности психолого-педагогической диагностики суицидального поведения военнослужащих. Особое внимание уделено рассмотрению военно-психиатрической экспертизе по определению годности к военной службе. Такой подход к психолого-педагогической диагностике суицидального поведения военнослужащих, по мнению авторов, позволит снизить уровень суицидального риска в воинских частях и подразделениях.

Ключевые слова: воинская часть; командование; военнослужащие; психическое здоровье; нервно-психическая устойчивость; суицидальное поведение; самоубийство; врач-психиатр; психиатрическая экспертиза; психолого-педагогическая диагностика.

[pdf]


Страницы истории


Бабешин Михаил Андреевич Военный университет Министерства обороны РФ (Москва) Бизин Алексей Сергеевич Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (Санкт-Петербург)

Обеспечение населения СССР продовольственными товарами в послевоенный период (1947-1949 гг.)

В статье рассматривается процесс обеспечения населения продовольствием при отмене карточной системы снабжения в период 1947-1949 гг. Приводятся данные из документов Министерства торговли СССР и Управления продовольственной торговли г. Ленинграда, хранящихся в архивных фондах.Показано, что несмотря на наличие серьезных проблем, в СССР в достаточно сжатые сроки был осуществлен переход к свободной торговле продовольственными товарами.

Ключевые слова: денежная реформа;население; потребности;карточки; продовольственные товары;товарооборот; спрос; цены; торговля.

[pdf]


Клевцевич Павел Владимирович

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Недбайло Борис Николаевич

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Военно-политические аспекты сотрудничества СССР и Югославии в ходе нормализация двусторонних связей (1953 − середина 1956 гг.)

В статье, в контексте общей внешнеполитической ситуации, свойственной состоянию холодной войны, анализируются проблемы военно-политического взаимодействия СССР и Югославии по отстаиванию геополитических интересов стран на Балканах в ходе нормализации двусторонних связей в 1953 − середине 1956 гг. Рассматриваются меры советского руководства по использованию нормализации отношений между государствами в целях исключения предпосылок вовлечения Югославии в военные и экономические блоки Запада, а также возобновлению военно-политических и государственных связей между странами. Обоснованы уроки для выстраивания геополитической стратегии современной России на Балканах и со странами постсоветского пространства.

Ключевые слова: Югославия; СССР; внешнеполитические отношения; военно-политические связи; партия; Союз коммунистов Югославии; И. Тито; Н.С. Хрущев; Балканы; стратегические интересы.

[pdf]


НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Научный форум

Приоритетная задача– воспитать новое поколение ученых

В преддверии Дня российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля, состоялся ряд знаковых событий, связанных с подготовкой научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

[pdf]


Идущие впереди

21 февраля 2020 г. в канун Дня защитника Отечества состоялась церемония награждения лучших преподавателей, научных сотрудников и организаторов образовательного процесса Военного университета по итогам 2019 года. Победители в номинациях конкурса были определены в ходе многоступенчатой отборочной процедуры. Ставший традиционным ежегодный университетский конкурс проводится уже в восемнадцатый раз.

[pdf]

Военный университет

Министерства обороны

Российской Федерации

Наши партнёры

© 2014 - 2020, Военный академический журнал

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now