ВАЖ 2019 3(23) [RU]

[EN]


НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ


Интервью начальника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации генерал-лейтенанта И. В. Мишуткина

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ВЕРНОСТЬ: «СОЗДАВАЯ НОВОЕ, ОПИРАЕМСЯ НА ТРАДИЦИИ»

Военный университет начал свой юбилейный сотый учебный год. Не за горами знаменательные торжества. Вуз всегда работал в интересах Вооружённых Сил страны и, наверное, всех без исключения силовых ведомств. Важнейшая черта Военного университета – преемственность и верность лучшим, проверенным временем традициям предшественников – уникальных учреждений высшей военной школы. О том, как прославленное учебное заведение встречает свой вековой юбилей, рассказывает начальник Военного университета Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Мишуткин Игорь Викторович.

[pdf]


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


Арзамаскин Ю.Н.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Становление высшей военно-политической школы (1919-1938 гг.)

Статья приурочена к 100-летнему юбилею Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Приводятся исторические факты развития Военно-политической академии и вузов-предшественников, готовивших кадры политических работников для РККА и РККФ в Петрограде (Ленинграде), через призму общих этапов строительства советских Вооруженных Сил. Материал излагается в хронологической последовательности: с момента образования Петроградского учительского института Красной Армии имени Н. Г. Толмачева в ноябре 1919 г. и до начала 1938 г., когда Военно-политической академии было присвоено имя В. И. Ленина и принято решение о ее переводе в Москву.

Ключевые слова: Красная Армия; партийно-политическая работа; военные комиссары; политработники; военные кадры; репрессии; подготовка; Петроградский военный округ; Н.Г. Толмачев; курсы; институт; университет; Военно-политическая академия.

[pdf]


Кепель О.В., Недбайло Б.Н.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Кузница военных кадров на Большой Садовой (1938-1991 гг.)

Статья посвящена истории Военно-политической академии имени В. И. Ленина, готовившей кадры военно-политических работников, опыт подготовки которых вновь стал востребованным в современных условиях. Перед читателем разворачиваются основные события, связанные с деятельностью академии после перевода из Ленинграда в Москву. Здесь и сложности предвоенных лет, и героизм выпускников академии на полях сражений Великой Отечественной войны, и особенности развития «кузницы комиссаров» в эпоху холодной войны. Представлены достижения высшей военно-политической школы, галерея руководителей, преподавателей и воспитанников, составивших славу и гордость вуза, настоящих творцов его истории.

Ключевые слова: Военно-политическая академия; кадры; политические работники; подготовка; выпускники; предвоенный период; Великая Отечественная война; героизм; кафедра; преподавательский состав; учебный процесс; общественно-гуманитарные дисциплины; методическая работа; научно-исследовательская деятельность.

[pdf]


Иванов Е.С.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Подготовка преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин для военно-учебных заведений (1918-1991 гг.)

Статья посвящена вопросам подготовки преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин для военных вузов СССР. Приводятся сведения и некоторые обобщающие выводы о системе подготовки преподавателей в Высших военно-педагогических школах, Высшем военно-педагогическом институте имени М. И. Калинина и Военно-политической академии имени В. И. Ленина (до 1938 г. – имени Н. Г. Толмачева). На основе изучения исторического опыта обоснованы и сформулированы предложения по совершенствованию системы образования, профессионального отбора и подготовки преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин военных образовательных организаций высшего образования в современных условиях.

Ключевые слова: военное образование; военно-учебное заведение; преподаватель; слушатель; педагогическая подготовка; гуманитарные дисциплины; социально-экономические дисциплины; адъюнктура; научно-педагогические кадры.

[pdf]


Военный университет в зеркале истории

[pdf]


ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ


Чертополох А.А.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Военный комиссар Н. Г. Толмачев – родоначальник массовой подготовки кадров политсостава для Красной Армии

Статья посвящена видному организатору советского военного строительства Николаю Гурьевичу Толмачеву, который стоял у истоков создания систем культурно-просветительной работы среди красноармейских масс и ускоренной подготовки младшего и среднего политсостава для Красной Армии в годы Гражданской войны в России. Рассматриваются события и факты, связанные с жизнью и деятельностью прославленного комиссара. Автор обосновывает точку зрения о непричастности Н. Г. Толмачева к расстрелу царской семьи, которая имеет место в ряде публикаций и расследований. Показано, что имя Н. Г. Толмачева, которое около 20 лет носили военно-политические учебные заведения – предшественники современного Военного университета, является символом построения новой системы подготовки кадров политсостава для войск и беззаветной верности воинскому долгу.

Ключевые слова: Гражданская война; Красная Армия; Н. Г. Толмачев; военный комиссар; политические органы; политическая работа; культурно-просветительная работа; Высшая военно-политическая школа; подготовка политсостава.

[pdf]


Филипповых Д.Н.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

«Пропавший без вести» герой: героизм и трагедия майора Ф. З. Бабаченко

Статья посвящена одному из многих офицеров, которые обучались в стенах Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Показана героическая и вместе с тем трагическая судьба Героя Советского Союза Фёдора Захаровича Бабаченко. Герой Советско-финляндской войны 1939-1940 гг., он был активным участником и Великой Отечественной войны. Познал горечь отступления, стоял насмерть у стен волжской твердыни – Сталинграда, был участником Курской битвы, освобождал Украину. Материалы статьи базируются на документах и публикациях из отечественных и зарубежных архивов.

Ключевые слова: Ф. З. Бабаченко; Советско-финляндская война; Герой Советского Союза; Военно-политическая академия; Великая Отечественная война; Сталинградская битва; освобождение Украины; командир полка; военнопленный; шталаг.

[pdf]


Байков Ю.А.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

«Воздушная походка» старшего лейтенанта Е. А. Сухарева

В статье освещается боевой и служебный путь Героя Советского Союза Евстафия Андреевича Сухарева – боевого лётчика-штурмовика, участника Великой Отечественной войны, старшего преподавателя кафедры ВВС Военно-политической академии им. В. И. Ленина (1952-1986 гг.). В основу статьи положены архивные документы 686-го штурмового авиационного Севастопольского полка, в которых раскрыты яркие боевые эпизоды биографии героя. Опыт, который привнёс Е.А. Сухарев в образовательный процесс Военно-политической академии, по мнению автора, является бесценным вкладом в фундамент обучения и воспитания современных офицерских кадров, формирование их патриотического сознания.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; штурмовой авиационный полк; летчик-штурмовик; Е. А. Сухарев; Герой Советского Союза; боевые действия; бомбо-штурмовой удар; зенитная артиллерия; ведущий группы; боевой опыт.

[pdf]


Алехин И.А.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Генерал А. В. Барабанщиков – основатель советской военной педагогики

В статье раскрывается значимость психолого-педагогических идей и научно-педагогической деятельности первого начальника кафедры военной педагогики и военной психологии Военно-политической академии имени В. И. Ленина А. В. Барабанщикова для развития отечественной науки. Показано, что время подтвердило верность созданных ученым теоретических и методологических подходов, которые и в настоящее время служат ориентирами для профессорско-преподавательского состава в процессе педагогической деятельности, а также исследователей, специализирующихся на проблематике военной педагогики и военной психологии. Приведенные в статье факты и оценочные суждения базируются на ранее опубликованных материалах автора, являющегося учеником А. В. Барабанщикова.

Ключевые слова: Военно-политическая академия; А. В. Барабанщиков; начальник кафедры; военная педагогика; военная психология; методология; философия образования; педагогическая культура; научно-исследовательская деятельность; диссертация; военное образование; военно-педагогический процесс.

[pdf]


НАСЛЕДНИКИ ТРАДИЦИЙ


Сакун С.А., Чертополох А.А.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Реформирование высшей военно-политической школы в постсоветский период (1991-2019 гг.)

Статья завершает цикл публикаций авторов в «Военном академическом журнале» о становлении и развитии высшей военно-политической школы. Представлен ретроспективный анализ событий постсоветского реформирования высшей военно-политической школы на основе новой образовательной парадигмы, направленной на подготовку кадров для органов по работе с личным составом (воспитательной работы) в Вооруженных Силах РФ. Рассматриваются этапы и особенности деятельности кафедры морально-психологического обеспечения в Военном университете, ее вклад в становление и развитие научной школы морально-психологического обеспечения и военно-политической работы. Показан вклад профессорско-преподавательского состава кафедры в подготовку высококвалифицированных кадров для системы военно-политической работы в Вооруженных Силах России.

Ключевые слова: военно-политическая работа; морально-психологическое обеспечение; военно-социальная работа; работа с личным составом; воспитательная работа; высшая военно-политическая школа; реформирование; Военный университет; кафедра; научная школа; направление подготовки; образовательная программа; военно-политические работники.

[pdf]


Логинов И.П.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Преподаватели-новаторы Военного университета: к вопросу истории создания военной игротехнической школы

Статья посвящена уникальному опыту становления инновационной переподготовки преподавателей. Поэтапно изложено основное содержание истории развития военной игротехнической школы. Рассматриваются создание и организация работы нештатного научно-методического центра инновационных технологий обучения в Гуманитарной академии Вооруженных Сил РФ и Военном университете Министерства обороны РФ. Отражены действия по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий обучения и показаны некоторые итоговые результаты проведенной инновационной работы. Сформулированы предложения по дальнейшему инновированию образовательного процесса в военных вузах в современных условиях.

Ключевые слова: инновации; игротехническая школа; преподаватели-игротехники; переподготовка; научно-методологический центр; тренинги; функциональное проектирование; инновационная инфраструктура; инновационный опыт.

[pdf]


Савин А.А.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

«Без притока молодых ученых научная школа не может полноценно развиваться»: актуальные вопросы нормативной правовой регламентации подготовки научных кадров

В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы, связанные с воспроизводством и развитием научного потенциала военных образовательных организаций высшего образования. На примере Военного университета Министерства обороны РФ анализируются факторы повышения эффективности докторантуры и адъюнктуры. Одним из условий повышения научного потенциала вузов автором выделяется необходимость совершенствования нормативной правовой регламентации подготовки научных кадров высшей квалификации.

Ключевые слова: высшее образование; образовательная организация; научная школа; кадры высшей квалификации; научно-педагогические кадры; подготовка; воспроизводство; докторантура; адъюнктура, аспирантура; ФГОС ВО; диссертация; государственная итоговая аттестация; нормативная правовая база.

[pdf]

ВОЕННО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

АКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ



Савинкин А.Е.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Победительная военная классика

В статье дается характеристика отечественной военной классики как интегральной Науки побеждать. Особое внимание обращено на необходимость практического использования ее богатого и поучительного содержания, которое к настоящему времени отражено в 29-ти выпусках «Российского военного сборника», а также в некоторых номерах «Военного академического журнала». В кратком виде приводятся основные победоносные установки Петра Великого, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, М. Д. Скобелева, А. Е. Снесарева и Г. К. Жукова. Показано преемственное развитие Российской Науки побеждать, в том числе и на примере сирийской операции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ключевые слова: Наука побеждать; военная классика; военное искусство; профессиональная армия; Петр Великий; А. В. Суворов; М. И. Кутузов; М. Д. Скобелев; А. Е. Снесарев; Г. К. Жуков; суворовские чтения; сирийская операция.

[pdf]


Марценюк Ю.А., Кардаш И.Л.

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Москва)

Масный В.В.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Творческое наследие генерала от инфантерии Е.Ф. Комаровского

Статья приурочена к 250-летию со дня рождения основателя внутренней стражи России генерала от инфантерии Е. Ф. Комаровского. Раскрываются важнейшие положения его творческого наследия, отражены основные вехи биографии. Особое внимание уделено идеям, связанным с военно-административным делением государства, принципами реагирования на угрозы государственной и общественной безопасности; его деятельности по борьбе со служебными и иными злоупотреблениями. Показано, как идеи, составляющие творческое наследие Е. Ф. Комаровского, воплощены в современном военном строительстве Российской Федерации.

Ключевые слова: военное управление; войска правопорядка; полицейские функции; внутренняя стража; отдельный корпус; генерал Е. Ф. Комаровский; окружная система; обеспечение безопасности; национальная гвардия.

[pdf]

ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ



Абрамов А.Г., Бритвин Н.И., Хаустов В.Н.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Особенности политической работы в Красной Армии во второй половине 1930-х гг.

В статье раскрываются изменения в организации партийно-политической работы в Красной Армии в предвоенный период. Отмечается важная проблема соблюдения единства военной и политической подготовки личного состава РККА, которая занимала существенное место в формировании кадровой армии. Подчеркивается, что в условиях становления принципа единоначалия некоторые командиры недооценивали значение партийно-политической работы. Авторы статьи обращают внимание на то факт, что, несмотря на репрессии, среди политработников происходил процесс совершенствования направлений политической работы в армии.

Ключевые слова: Красная Армия; РККА; принцип единоначалия; командир; военный комиссар; политработник; политаппарат; Военно-политическая академия; репрессии; аресты; партийно-политическая работа; боевая подготовка; политическое воспитание.

[pdf]


Олейников С.В., Лушников В.П.

Военный университет Министерства обороны РФ (Москва)

Проблемы повышения эффективности воинского воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (по материалам военно-социологического исследования)

Статья посвящена вопросам воинского воспитания военнослужащих. Рассуждения авторов базируются на результатах проведенного в 2018 г. военно-социологического исследования. Предлагаются возможные пути решения проблемы повышения эффективности военно-профессионального воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в современных условиях.

Ключевые слова: военная служба; контракт; военнослужащие; офицеры; младшие командиры; воинское воспитание; военно-профессиональное воспитание; формы; методы; эффективность; результаты исследования.

[pdf]


НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НАУЧНЫЙ ФОРУМ


Суворовские чтения – 2019

Информация о научной конференции «ПОДГОТОВКА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КАДРОВ: СУВОРОВСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ», которая состоялась в рамках Суворовских чтений, ежегодно проводимых в Военном университете в начале учебного года

[pdf]


КНИЖНАЯ ПОЛКА


Наследие А.В. Суворова и П.С. Нахимова в лицах и деяниях

Фрагменты отзывов доктора философских наук, профессора В. Н. Ксенофонтова и доктора психологических наук, профессора Н. И. Конюхова на книгу выпускника Минского СВУ профессора Н. З. Кунца «ГОРДОСТЬ КАДЕТСКОГО БРАТСТВА» (2019)

[pdf]


Рожденный на берегах Невы

Заметным событием в жизни Военного университета стал выход в свет монографии «РОЖДЕННЫЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ …». Труд, подготовленный авторским коллективом под научным руководством доктора исторических наук Ю. Н. Арзамаскина, посвящен целостному исследованию героической истории первой кузницы кадров политических работников для Советских Вооруженных Сил – Военно-политической академии имени В.И. Ленина, правопреемником которой является Военный университет Министерства обороны Российской Федерации.

[pdf]


ИНФОРМАЦИЯ


Наши авторы

[pdf]

Военный университет

Министерства обороны

Российской Федерации

Наши партнёры

© 2014 - 2020, Военный академический журнал

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now