ОБЗОР нормативных правовых актов в сфере образования и науки за I-е полугодие 2018 г

August 1, 2018

I. Федеральные законы Российской Федерации

 

Федеральный закон Российской Федерации от 04 июня 2018 г. № 131-ФЗ 
О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законом установлено, что инициаторами проектов по созданию инновационных научно-технологических центров могут быть, в том числе, национальные исследовательские центры.Определено также, что участвовать в реализации проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного научно-технологического центра могут, в том числе, организации, оказывающие государственную поддержку инновационной деятельности, созданные на основании федерального закона,нормативного правового акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации или нормативного правового акта регионального органа власти, и осуществляющие развитие в рамках соглашений,заключенных с управляющей компанией или ее дочерним обществом,инфраструктуры инновационного научно-технологического центра и (или)поддержку участников проекта.Правительство Российской Федерации наделено правом принимать решение о создании инновационного научно-технологического центра на основании поручения Президента Российской Федерации.В функции управляющей компании инновационного научно-технологического центра включены: – разработка по согласованию с фондом и реализация стратегии развития инновационного научно-технологического центра; –содействие коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности; – содействие привлечению инвестиций участниками проекта для обеспечения коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности.

 

II. Указы Президента Российской Федерации

 

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215
О структуре федеральных органов исполнительной власти

Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года

Правительству Российской Федерации для обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации в сфере образования и науки на период до 2024 года предписано обеспечить:

а) достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

б) решение следующих основных задач: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 % учителей общеобразовательных организаций; формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста; создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства); увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

 

III. Постановления Правительства Российской Федерации

 

Распоряжение Правительства РФ от 15 июня 2018 г. № 1188-р 
Об утверждении схемы размещения территориальных органов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 

Утверждена схема размещения территориальных органов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Сибирское, Уральское и Дальневосточное территориальные управления размещены в городах Новосибирск, Екатеринбург и Владивосток, соответственно.

 

Распоряжение Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 1055-р 
О ликвидационных мероприятиях по упразднению ФАНО России 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФАНО России. К ведению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации отнесены организации, ранее находившиеся в ведении упраздняемого ФАНО России. Завершить ликвидационные мероприятия поручено до 31 декабря 2018 г.

 

Постановление Правительства РФ от 26 мая 2018 г. № 602 
Об аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска 

Установлен порядок проведения аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска. Аттестация проводится уполномоченными территориальными органами МЧС России в отношении должностных лиц для подтверждения наличия у них специальных знаний в области пожарной безопасности, необходимых для проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности). Порядком, помимо прочего, устанавливаются: - требования, которым должны соответствовать должностные лица, претендующие на прохождение аттестации; - перечень документов, предоставляемых лицом, претендующим на прохождение аттестации; - перечень оснований для отказа в допуске к прохождению квалификационного экзамена, необходимого для прохождения аттестации; - сроки проведения квалификационного экзамена; - порядок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) аттестата по результатам прохождения квалификационного экзамена; - правила выдачи дубликата квалификационного удостоверения; - сроки и порядок проведения переаттестации; - порядок и основания принятия решения о прекращении действия аттестации.

 

Распоряжение Правительства РФ от 17 мая 2018 г. № 913-р 
О внесении изменений в Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 г. № 7-р 

Расширен перечень специальностей высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и развития российской экономики. В указанный перечень включены специальности «Боеприпасы и взрыватели» и «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие».

 

Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2018 г. № 490 
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации военной подготовки граждан 

Утверждены изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации по вопросам организации военной подготовки граждан: по тексту документа слова «военным комиссариатом» дополнены словами «муниципального образования (муниципальных образований)». Нормативные правовые акты приведены в соответствие с законодательными поправками по вопросам прохождения военной подготовки. Так, студентам-очникам гражданских вузов предоставлена возможность одновременного обучения в военных вузах по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса. Закреплено, что ректор учебного заведения, при которой отсутствует военная кафедра, согласовывает договор при изъявлении желания студента пройти военную подготовку на военной кафедре при другой образовательной организации.

 

Постановление Правительства РФ от 07 апреля 2018 г. № 421 
Об утверждении Правил разработки и корректировки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Правил мониторинга реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации 

Стратегия представляет собой документ стратегического планирования, определяющий стратегические цели и основные задачи, направления и приоритеты государственной политики, ориентированные на устойчивое, динамичное и сбалансированное научно-технологическое развитие Российской Федерации на долгосрочный период. Стратегия разрабатывается на 12 и более лет, ее содержание определяется Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Разработка новой редакции Стратегии осуществляется в случае достижения цели и решения задач, определенных ею, а также при необходимости их существенной корректировки на основании решения Президента Российской Федерации. Мониторинг реализации Стратегии проводится посредством анализа, в том числе: - сведений, полученных в ходе ежегодного мониторинга результативности деятельности научных организаций; - сведений о состоянии научной инфраструктуры, в том числе содержащихся на портале центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок; - сведений, содержащихся в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения; - сведений об экспертизах отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах; - данных единой информационной системы в сфере закупок, отражающих в том числе ориентацию государственных заказчиков на закупку наукоемкой и инновационной продукции, созданной на основе российских технологий и др.

 

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2018 г. № 392 
Об утверждении Правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев 

Правительством Российской Федерации определен порядок оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на господдержку инновационной деятельности. Определено, что оценка эффективности использования средств государственной поддержки осуществляется федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему Правительством Российской Федерации полномочий и с учетом установленных требований. Оценка должна осуществляться с учетом содержания и результатов деятельности российских и иностранных дочерних обществ института инновационного развития. Определены, в том числе: - основные принципы оценки эффективности использования средств господдержки, правила оценки, проводимой в отношении институтов инновационного развития; - правила оценки эффективности использования средств господдержки, проводимой в отношении субъектов господдержки, не являющихся институтами инновационного развития, осуществляющих в пределах своих полномочий предоставление средств господдержки их получателям; - особенности определения целевого характера использования средств господдержки.

 

IV. Приказы Министра обороны Российской Федерации

 

 

V. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

 

Приказ Минобрнауки России от 15 мая 2018 г. № 387 
О внесении изменений в Положение об общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденное приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2018 г. № 220

Положение дополнено пунктом 2.1 следующего содержания: «2.1. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится Общественным советом не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.».

 

Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. № 210 
О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования

Приказом расширен перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации программ специалитета, включены специальности: - робототехника военного и специального назначения; - защита информации на объектах информатизации военного назначения; - строительство и эксплуатация зданий и сооружений военного и специального назначения.

 

Приказ Минобрнауки России от 13 марта 2018 г. № 182 
О внесении изменений в Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 505

Внесение изменений осуществляется с целью обеспечения возможности введения сопредседателей учебно-методического объединения. Это необходимо в том случае, если образовательные программы, реализуемые по специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в состав укрупненных групп, относящихся к сфере деятельности конкретного учебно-методического объединения, ориентированы на значительное разнообразие областей (сфер) профессиональной деятельности и (или) типов задач профессиональной деятельности.

 

Приказ Минобрнауки России от 13 марта 2018 г. № 176 
О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся вопросов обучения в аспирантуре (адъюнктуре)

Признаны утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)»; от 12 августа 2011 г. № 2202 «Об утверждении Перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме»; от 29 августа 2011 г. № 2238 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)».

 

Приказ Минобрнауки России от 05 февраля 2018 г. № 60 
О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 957

Установлено, что общий срок осуществления перевода студентов из образовательной организации, чья лицензия была аннулирована, в принимающую организацию не может превышать трех месяцев. Данный срок действует также при переводе в случае прекращения деятельности образовательной организации, лишения ее госаккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия госаккредитации. Определено, что в случае, если в принимающей организации, осуществляющей образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, размер нормативных затрат на реализацию образовательных программ выше, чем в организации, из которой студент переводится, сохранение стоимости обучения обеспечивается посредством покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств принимающей организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 41 
Об утверждении показателей эффективности деятельности Федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования и работы их руководителей, находящихся в ведении Министерства образовании и науки Российской Федерации

Определены новые показатели эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений высшего образования, находящихся в ведении Минобрнауки России, и работы их руководителей. При этом отдельно приведены показатели вузов, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». Прежние общие показатели признаны утратившими силу.

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 января 2018 г. № 24 
О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программа высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147

С 10 сентября 2017 г. действует Закон об инновационных научно-технических центрах. На территории таких центров образовательную деятельность, помимо инициатора проекта, вправе осуществлять иные организации, в т.ч. без получения ими лицензий и без аккредитации основных образовательных программ, если это предусмотрено правилами проекта. В связи с этим, установлено, что документ об образовании или об образовании и о квалификации, выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории центра, удостоверяет образование соответствующего уровня при поступлении в вузы. 

 

VI. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации

 

Письмо Минобрнауки России от 8 июня 2018 г. № 13-3657
О правомочности заседания диссертационного совета

Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России анализирует наиболее распространенные нарушения процедур в ходе заседаний диссертационных советов и обращает внимание на выявленные ошибки.

Порядок организации работы диссертационного совета и проведения заседания диссертационного совета при защите диссертации определен Положением о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093 (далее - Положение).

При проведении заседаний по защите диссертаций диссертационными советами наиболее часто допускаются следующие ошибки:

– проведение заседаний в отсутствие кворума (неправомочные заседания);

– нарушение порядка проведения голосования.

1. В соответствии с пунктом 22 Положения заседание диссертационного совета считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей списочного состава диссертационного совета, при этом округление дробных чисел до целых значений не предусмотрено.

Правомочность проведения заседания диссертационного совета определяется на основании явочного листа членов диссертационного совета. Сведения о присутствовавших на заседании членах диссертационного совета отражаются секретарем совета в электронном аттестационном деле соискателя ученой степени в Единой информационной системе на вкладке «Дополнительные сведения». Система контролирует наличие кворума, что позволяет исключить возможность представления аттестационного дела с результатами защиты диссертации на заведомо неправомочном заседании диссертационного совета.

При проведении защиты диссертации, тема которой охватывает несколько научных специальностей, не по всем из которых диссертационному совету предоставлено право проведения защиты диссертаций, в состав диссертационного совета на одно заседание вводятся дополнительные члены диссертационного совета (пункт 35 Положения). В этом случае численный состав диссертационного совета определяется с учетом введенных на одно заседание членов совета.

2. Порядок проведения тайного голосования на заседании по вопросу защиты диссертации определен пунктами 46 - 51 Положения.

Пунктом 49 Положения установлено, что члены диссертационного совета, опоздавшие к началу защиты диссертации, ушедшие до ее окончания или временно отсутствовавшие на заседании диссертационного совета, кроме времени объявленного технического перерыва, в тайном голосовании не участвуют. Результаты изучения материалов аттестационных дел, в том числе аудиовидеозаписей заседаний диссертационных советов, при рассмотрении апелляций свидетельствуют о том, что ученые секретари не контролируют соблюдение вышеуказанных требований, вследствие чего к тайному голосованию допускаются лица не имеющие на то права. При выявлении таких нарушений решение диссертационного совета отменяется.

Распространенным нарушением является также несоблюдение диссертационными советами требований пункта 49 Положения, согласно которому голосующий вычеркивает ненужное из графы «Результаты голосования» и опускает бюллетень в урну для тайного голосования. На практике нередко голосующие члены диссертационного совета, заполнив бюллетень передают его другим членам совета. В результате на аудиовидеозаписи фиксируется, как член диссертационного совета опускает в урну для голосования несколько бюллетеней. Такие факты также служат основанием для отмены решения диссертационного совета.

В 2018 году Минобрнауки России на основании рекомендаций ВАК удовлетворено 5 апелляций на решение диссертационных советов по вопросу присуждения ученой степени. Во всех пяти случаях выявлено нарушение советами требования пункта 49 Положения.

 

Письмо Минобрнауки России от 8 июня 2018 г. № 13-3617
О размещении информации

Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России обращает внимание на необходимость размещать на сайтах организаций, на базе которых созданы диссертационные советы, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, необходимую для обеспечения порядка присуждения ученых степеней, в том числе:

– сведений об оппонентах и их отзывы на диссертацию;

– сведений о ведущей организации и ее отзыв на диссертацию;

– текста объявления о защите диссертации и автореферат диссертации;

– сведений о результатах публичной защиты диссертации;

Также обращается внимание, что в соответствии с пунктом 26 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842, объявление о защите должно быть доступно для ознакомления для любых лиц в течение не менее 12 месяцев с указанного в нем дня защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук и в течение не менее 10 месяцев с указанного в нем дня защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Полный текст диссертации должен быть доступен для ознакомления по адресу в сети «Интернет», указанному в объявлении о защите диссертации, для любых лиц в течение не менее 12 месяцев со дня защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук и в течение не менее 10 месяцев со дня защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

 

Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2018 г. № 16-1150 

О приеме зарубежными странами на стажировку в 2019 учебном году российских молодых ученых, аспирантов, молодых преподавателей

Международный департамент Министерства образования и науки Российской Федерации проинформировал об объявлении открытого конкурса Германской службой академических обменов (DAAD) для молодых ученых из российских вузов на участие в российско-германских программах «Михаил Ломоносов» и «Иммануил Кант» с целью проведения научной стажировки в ведущих университетах и научных центрах Германии в 2019 г. длительностью 3 и 6 мес.

Информация по условиям участия российских соискателей в программе «Михаил Ломоносов» размещена на сайте: https://www.daad.ru/lomonosov.

Информация по условиям участия российских соискателей в программе «Иммануил Кант» размещена на сайте: https://www.daad.ru/kant.

Срок приема документов до 20 сентября 2018 года.

 

Письмо Минобрнауки России от 18 мая 2018 г. № 13-3021 

О согласовании ходатайств

Минобрнауки России определены подведомственные вузы, ходатайства которых о выдаче разрешения на создание диссертационного совета считаются согласованными.

В числе таких вузов:

– организации, указанные в приложении № 1 к настоящему Письму, при создании диссертационных советов по всем научным специальностям, предусмотренным Номенклатурой;

– классические университеты, указанные в приложении № 2,

– по всему спектру научных специальностей, предусмотренных Номенклатурой (кроме экономических, юридических и педагогических отраслей науки);

– технические и технологические университеты, указанные в приложении № 2,

– по естественным и техническим областям науки;

– экономические, юридические и педагогические вузы, указанные в приложении № 2,

– по экономическим, юридическим и педагогическим наукам, в соответствии с профилем вуза.

Во всех других случаях возможность представления ходатайства о выдаче разрешения на создание диссертационного совета на базе организации, находящейся в ведении Минобрнауки России, в том числе в составе объединенного диссертационного совета, подлежит согласованию.

Для такого согласования организации направляют в Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России письма, в которых обосновывается необходимость создания диссертационных советов по заявляемым научным специальностям с учетом результативности научной деятельности организации.

При получении согласования ходатайства о выдаче разрешений на создание диссертационных советов представляются в Минобрнауки России в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27 апреля 2015 № 428.

 

Письмо Минобрнауки России от 25 апреля 2018 г. № ТС-1143/08
О подготовке к новому учебному году

Минобрнауки России утверждены методические рекомендации по оценке готовности образовательных организаций к началу учебного года.

Определено, что в ходе подготовки организации к учебному году руководители региональных органов власти и органов местного самоуправления в сфере образования организуют и проводят объективную оценку готовности организаций к началу учебного года с обоснованием дальнейшего принятия решения о функционировании или приостановлении их деятельности, а также докладывают о результатах оценки готовности организаций по подчиненности.

Подготовка организаций к началу учебного года проводится в соответствии с планом субъекта Российской Федерации. Для организации и проведения оценки по решению руководителей региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере образования создаются специальные комиссии. Работа комиссий включает в себя в том числе:

– анализ результатов оценки готовности организаций и устранения нарушений, выявленных в ходе ее проведения к предыдущему учебному году;

– проверку состояния антитеррористической и противокриминальной защищенности образовательных организаций, в том числе наличие и вид охраны, оснащенность инженерно-техническими средствами охраны;

– проверку обеспечения доступности зданий и сооружений образовательных организаций для инвалидов и других маломобильных групп населения;

– проверку вопросов организации безопасной эксплуатации энергоустановок (электротеплоустановок), их технического состояния;

– укомплектование рабочих мест обязательной документацией; укомплектование рабочих мест средствами индивидуальной защиты, пожаротушения и инструментом;

– проверку вопросов организации мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– работоспособность и обеспечение обслуживания систем автоматической противопожарной защиты;

– наличие и исправность первичных средств пожаротушения, состояние путей эвакуации и эвакуационных выходов;

– размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер безопасности и умения действовать на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

Письмо Минобрнауки России от 20 апреля 2018 г. № 05-1211
О председателе государственной экзаменационной комиссии»

Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Департамент) проинформировал, что в соответствии с порядком проведения ГИА председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 31 декабря, предшествующего году проведения государственной итоговой аттестации:

а) для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты, - распорядительным актом организации;

б) для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, за исключением организаций из числа указанных в подпункте «а», - учредителями организаций по представлению организаций;

в) для организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций и частных образовательных организаций - Министерством образования и науки Российской Федерации по представлению организаций.

Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается из числа лиц, не работающих в данной организации, имеющих ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора, либо являющихся ведущими специалистами - представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности.

Обращается внимание, что список председателей государственных экзаменационных комиссий формируется посредством удаленной работы в информационно-аналитической системе «Утверждение председателей ГЭК» на сайте www.gzgu.ru в разделе «Деятельность образовательных организаций высшего образования».

 

Методические указания по заполнению формы
Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2017 г. (форма № 1-Мониторинг) (утв. Минобрнауки России 30.03.2018 № ИК-138/05вн)

Минобрнауки России утверждены указания по заполнению формы № 1-Мониторинг, по которой подаются сведения для мониторинга деятельности вузов за 2017 год.

Респондентами по данной форме являются юридические лица, осуществляющие подготовку кадров по образовательным программам высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, находящиеся в ведении РФ.

В форме № 1-Мониторинг используются данные образовательной организации, представленные за отчетный год в статистических формах № ВПО-1, № ВПО-2, № 1-НК, № 1-ПК, № 2-наука, № 2-наука (ИНВ). Кроме того, используются данные, предоставляемые в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 05 марта 2014 г. № 162.

Методические указания содержат инструкции по заполнению разделов формы № 1-Мониторинг и направлению ее в уполномоченную организацию. Приведены также контрольные соотношения по разделам формы.

 

Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2018 г. № 05-811
О соблюдении требований миграционного законодательства

Минобрнауки России напоминает об обязанностях образовательных организаций в области миграционного учета иностранных студентов, приглашенных ею в Российскую Федерацию в целях обучения, в частности:

гарантировать иностранному гражданину возможность получения образования в данной образовательной организации, обеспечить его своевременную постановку на миграционный учет по месту пребывания, обращаться с ходатайством о продлении срока временного пребывания на период обучения, а также обеспечить его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения;

в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данную образовательную организацию направить информацию об этом в региональный орган исполнительной власти в сфере образования;

в течение трех рабочих дней со дня установления факта самовольного убытия иностранного гражданина из данной образовательной организации направить информацию об этом в указанный орган, территориальный орган в сфере миграции и территориальный орган безопасности.

Указывается, что нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов влечет наложение административного штрафа. Административная ответственность установлена также за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы, предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг с нарушением установленного порядка, неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российскую Федерацию иностранного гражданина.

 

Политика Министерства образования и науки Российской Федерации в отношении обработки персональных данных (дата публикации: 26.03.2018)
Опубликована политика обработки персональных данных Минобрнауки России.

Документ разработан в целях обеспечения защиты прав и свобод субъекта при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Документ содержит положения, касающиеся целей сбора персональных данных, правовых оснований, порядка и условий их обработки, объема и категории данных и субъектов, актуализации, исправления, удаления и уничтожения персональных данных, а также ответов на запросы субъектов на доступ к персональным данным.

Определено, в частности, что оператор обязан прекратить обработку персональных данных, в том числе:

в случае выявления неправомерной обработки, в срок, не превышающий трех рабочих дней;

в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных;

в случае достижения цели обработки. При этом он обязан уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели. При отсутствии возможности их уничтожения в указанный срок оператор осуществляет их блокирование и обеспечивает уничтожение в срок не более чем шесть месяцев, если иной срок не установлен федеральными законами.

 

Письмо Минобрнауки России от 15 февраля 2018 г. № 05-436
О методических рекомендациях

Министерством образования и науки Российской Федерации представлены Методические рекомендации по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.

Организация и проведение внешней независимой оценки качества образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями, регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 95, 95.1, 95.2) и другими законодательными актами, включая Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Реализация внешней независимой оценки качества образования предполагает привлечение к оценочным мероприятиям общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования.

Внутренняя оценка качества образования может осуществляться образовательными организациями непрерывно. Основными целями проведения внутренней независимой оценки качества образования в образовательной организации являются:

- формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных программ;

- совершенствование структуры и актуализация содержания образовательных программ, реализуемых в образовательной организации;

- совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса в образовательной организации;

- повышение компетентности и уровня квалификации педагогических работников образовательной организации, участвующих в реализации образовательных программ;

- повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ;

- усиление взаимодействия образовательной организации с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса;

- противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации образовательного процесса.

 

Обзор подготовлен научно-исследовательским центром (военно-научной информации, военно-правовых проблем) Военного университета Министерства обороны РФ

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Военный университет

Министерства обороны

Российской Федерации

Наши партнёры

© 2014 - 2019, Военный академический журнал

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now