Информационно-аналитический обзор изменений законодательства Российской Федерации в сфере науки и высшего образования (ноябрь 2017 г. – май 2018 г.)

May 1, 2018

I. Федеральные законы Российской Федерации

 

Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2017 г. № 392-ФЗ 
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Ст. 7 вносит изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части терминологии, а именно предписывает слова: «качества образовательной деятельности организаций» заменить словами «качества условий осуществления образовательной деятельности организациями».

 

Проект Федерального закона 
О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации

Проект направлен на регулирование отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами, органами власти в сфере осуществления и развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также правовых основ реализации государственной политики в области научно-технологического и инновационного развития.
Проект включает в себя, в частности, положения, определяющие:
- особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
- порядок общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- порядок подготовки научных кадров;
- принципы международного сотрудничества в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- государственные меры поддержки и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
Со дня вступления проекта в силу предполагается признать утратившими силу Федеральные законы от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».

 

II. Указы Президента Российской Федерации

 

Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. № 637
О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации

Указ подписан в целях реализации положений Федерального закона от   3 апреля 2017 г. № 61-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
Внесены поправки в: 
- Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, в части, касающейся присвоения первого воинского звания гражданам, прошедшим обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин, солдат, матросов запаса;
- Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации отнесено определение порядка обучения граждан Российской Федерации в военных образовательных организациях высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо по программе военной подготовки солдат, матросов запаса).
Указ вступил в силу со дня его подписания.

 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года

Правительству Российской Федерации для обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации в сфере образования и науки на период до 2024 года предписано обеспечить:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
б) решение следующих основных задач:
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 % учителей общеобразовательных организаций;
формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации.

 

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 
О структуре федеральных органов исполнительной власти 

Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

 

III. Постановления Правительства Российской Федерации

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 

Утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановлениями Правительства от 22.02.2018 № 187, от 30.03.2018 № 354, от 26.04.2018 № 507  в программу внесены изменения)
Этапы реализации Программы рассчитаны на период 2018 - 2025 годы. Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 31658304046,7 тыс. руб. Целями Программы определены повышение качество и доступности образования, развитие онлайн-образования.

 

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. № 1698 
Об утверждении критериев, которым должны соответствовать образовательная организация высшего образования или научная организация, по инициативе которых создается инновационный научно-технологический центр

Установлены требования к инициаторам проекта инновационного научно-технологического центра.
Ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что инициатором проекта инновационного научно-технологического центра может являться образовательная организация высшего образования или научная организация, которая соответствует критериям, установленным Правительством Российской Федерации, в частности:
- наличие у образовательной организации права разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования;
- отнесение научной организации к 1-й категории (научные организации - лидеры) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»;
- наличие необходимых ресурсов для осуществления научно-технологической деятельности;
- наличие опыта участия в деятельности инновационных кластеров, опыта создания индустриальных (научных) парков, технопарков и (или) проведения научных исследований под руководством ведущих ученых на средства гранта Правительства Российской Федерации;
- отсутствие просроченной задолженности по обязательствам перед третьими лицами.

 

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2018 г. № 392 
Об утверждении Правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев

Правительством Российской Федерации определен порядок оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на господдержку инновационной деятельности.
Определено, что оценка эффективности использования средств государственной поддержки осуществляется федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему Правительством Российской Федерации полномочий и с учетом установленных требований. Оценка должна осуществляться с учетом содержания и результатов деятельности российских и иностранных дочерних обществ института инновационного развития.
Определены, в том числе:
- основные принципы оценки эффективности использования средств господдержки, правила оценки, проводимой в отношении институтов инновационного развития;
- правила оценки эффективности использования средств господдержки, проводимой в отношении субъектов господдержки, не являющихся институтами инновационного развития, осуществляющих в пределах своих полномочий предоставление средств господдержки их получателям;
- особенности определения целевого характера использования средств господдержки.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2018 г. № 421 
Об утверждении Правил разработки и корректировки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Правил мониторинга реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации

Стратегия представляет собой документ стратегического планирования, определяющий стратегические цели и основные задачи, направления и приоритеты государственной политики, ориентированные на устойчивое, динамичное и сбалансированное научно-технологическое развитие Российской Федерации на долгосрочный период.
Стратегия разрабатывается на 12 и более лет, ее содержание определяется Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Разработка новой редакции Стратегии осуществляется в случае достижения цели и решения задач, определенных ею, а также при необходимости их существенной корректировки на основании решения Президента Российской Федерации.
Мониторинг реализации Стратегии проводится посредством анализа, в том числе:
- сведений, полученных в ходе ежегодного мониторинга результативности деятельности научных организаций;
- сведений о состоянии научной инфраструктуры, в том числе содержащихся на портале центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок;
- сведений, содержащихся в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения;
- сведений об экспертизах отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах;
- данных единой информационной системы в сфере закупок, отражающих в том числе ориентацию государственных заказчиков на закупку наукоемкой и инновационной продукции, созданной на основе российских технологий и др.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 490 
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации военной подготовки граждан

Утверждены изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации по вопросам организации военной подготовки граждан:
по тексту документа слова «военным комиссариатом» дополнены словами «муниципального образования (муниципальных образований)».
Нормативные правовые акты приведены в соответствие с законодательными поправками по вопросам прохождения военной подготовки.
Так, студентам-очникам гражданских вузов предоставлена возможность одновременного обучения в военных вузах по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса, солдат, матросов запаса.
Закреплено, что ректор учебного заведения, при которой отсутствует военная кафедра, согласовывает договор при изъявлении желания студента пройти военную подготовку на военной кафедре при другой образовательной организации.

 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 мая 2018 г. № 913-р 
О внесении изменений в Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 г. № 7-р

Расширен перечень специальностей высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и развития российской экономики.
В указанный перечень включены специальности «Боеприпасы и взрыватели» и «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие».

 

IV. Приказы Министра обороны Российской Федерации

 

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 767 
Об итогах проведения в 2017 году конкурса «Лучший молодой ученый Министерства обороны Российской Федерации»

В Вооруженных Силах Российской Федерации проведен конкурс по определению лучшего молодого ученого среди личного состава органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также постоянного состава, адъюнктов и докторантов образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.
Первая премия в размере 350 000 рублей и знак отличия «Лучший молодой ученый» присуждены представителю Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
Вторая премия в размере 200 000 рублей и знаки отличия «Лауреат конкурса в области науки» присуждены представителям Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого и Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского.
Третья премия в размере 150 000 рублей и знак отличия «Лауреат конкурса в области науки» присуждены представителям Военной академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева и 46 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации.

 

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 декабря 2017 г. № 788 
Об итогах проведения Всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации

Подведены итоги Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. По итогам конкурса присуждены денежные премии за работу в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации:
- по поиску научно-исследовательских работ граждан Российской Федерации; 
- по поиску производственных групп или коллективов, способных к эффективной реализации перспективных проектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- по поиску идей создания новых технологий и изделий, новых способов применения существующих технологий и изделий в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. № 820
Об итогах конкурса на лучшие научные работы, выполненные личным составом органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также постоянным составом, адъюнктами и докторантами образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в 2012-2016 годах по первому разделу

Подведены итоги и награждены победители (авторы и коллективы авторов) конкурса на лучшие научные работы, выполненные личным составом органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также постоянным составом, адъюнктами и докторантами образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в 2012-2016 годах по первому разделу -научно-исследовательские работы, военно-теоретические труды, научные труды и монографии, а также диссертации на соискание ученой степени доктора или кандидата наук в области исследования проблем военного искусства, военного строительства, военной политики, управления войсками (силами), оперативной, мобилизационной и боевой подготовки войск (сил), организации перевода их с мирного на военное время, совершенствования вооружения и военной техники, строительства объектов Министерства обороны Российской Федерации, военной экономики и всестороннего обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

V. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 октября 2017 г. №1027 
Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени

Утверждена новая номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. Прежняя номенклатура с учетом вносимых изменений признана утратившей силу.

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. №1218 
О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462

Скорректирован порядок проведения самообследования образовательной организации.
Для всех образовательных организаций установлен единый отчетный период самообследования - предшествующий календарный год.
Отчеты организаций размещаются в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации, и направляются учредителю не позднее 20 апреля текущего года.

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. №1225 
О внесении изменений в Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383

Скорректирован порядок организации и проведения практики студентов вузов. Он распространен на вузы, имеющие право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.
Вузам предоставлено право сами устанавливать виды (типы) практики и способы ее проведения (при наличии) в соответствии со стандартами.
Установлен порядок оценки результатов прохождения практики.

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 2018 г. №24 
О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программа высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147

С 10 сентября 2017 г. действует Закон об инновационных научно-технических центрах. На территории таких центров образовательную деятельность, помимо инициатора проекта, вправе осуществлять иные организации, в т.ч. без получения ими лицензий и без аккредитации основных образовательных программ, если это предусмотрено правилами проекта.
В связи с этим, установлено, что документ об образовании или об образовании и о квалификации, выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории центра, удостоверяет образование соответствующего уровня при поступлении в вузы.

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2018 г. № 41 
Об утверждении показателей эффективности деятельности Федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования и работы их руководителей, находящихся в ведении Министерства образовании и науки Российской Федерации

Определены новые показатели эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений высшего образования, находящихся в ведении Минобрнауки России, и работы их руководителей. При этом отдельно приведены показатели вузов, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».
Прежние общие показатели признаны утратившими силу.

 

Приказ Минобрнауки России от 05 февраля 2018 г. № 60 
О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 957

Установлено, что общий срок осуществления перевода студентов из образовательной организации, чья лицензия была аннулирована, в принимающую организацию не может превышать трех месяцев.
Данный срок действует также при переводе в случае прекращения деятельности образовательной организации, лишения ее госаккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия госаккредитации.
Определено, что в случае, если в принимающей организации, осуществляющей образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, размер нормативных затрат на реализацию образовательных программ выше, чем в организации, из которой студент переводится, сохранение стоимости обучения обеспечивается посредством покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств принимающей организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

 

Приказ Минобрнауки России от 13 марта 2018 г. № 176 
О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся вопросов обучения в аспирантуре (адъюнктуре)

Признаны утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)»;
от 12 августа 2011 г. № 2202 «Об утверждении Перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, срок обучения по которым в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме»;
от 29 августа 2011 г. № 2238 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)». 

 

Приказ Минобрнауки России от 13 марта 2018 г. № 182 
О внесении изменений в Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 505

Внесение изменений осуществляется с целью обеспечения возможности введения сопредседателей учебно-методического объединения. Это необходимо в том случае, если образовательные программы, реализуемые по специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в состав укрупненных групп, относящихся к сфере деятельности конкретного учебно-методического объединения, ориентированы на значительное разнообразие областей (сфер) профессиональной деятельности и (или) типов задач профессиональной деятельности.

 

Приказ Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. № 210 
О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования

Приказом расширен перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации программ специалитета, включены специальности:
- робототехника военного и специального назначения;
- защита информации на объектах информатизации военного назначения;
- строительство и эксплуатация зданий и сооружений военного и специального назначения.

 

Приказ Минобрнауки России от 15 мая 2018 г. № 387 
О внесении изменений в Положение об общественном совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденное приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2018 г. № 220

Положение дополнено пунктом 2.1 следующего содержания: 
«2.1. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится Общественным советом не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.».

 

VI. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации

 

Письмо Минобрнауки России от 15 февраля 2018 г. № 05-436
О методических рекомендациях

Министерством образования и науки Российской Федерации представлены Методические рекомендации по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры
Организация и проведение внешней независимой оценки качества образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями, регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 95, 95.1, 95.2) и другими законодательными актами, включая Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Реализация внешней независимой оценки качества образования предполагает привлечение к оценочным мероприятиям общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования.
Внутренняя оценка качества образования может осуществляться образовательными организациями непрерывно.
Основными целями проведения внутренней независимой оценки качества образования в образовательной организации являются:
 - формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных программ;
- совершенствование структуры и актуализация содержания образовательных программ, реализуемых в образовательной организации;
- совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса в образовательной организации;
- повышение компетентности и уровня квалификации педагогических работников образовательной организации, участвующих в реализации образовательных программ;
- повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ;
- усиление взаимодействия образовательной организации с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса;
- противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации образовательного процесса.

 

Письмо Минобрнауки России от 29 марта 2018 г. № 05-811 
О соблюдении требований миграционного законодательства

Минобрнауки России напоминает об обязанностях образовательных организаций в области миграционного учета иностранных студентов, приглашенных ею в Российскую Федерацию в целях обучения, в частности:
гарантировать иностранному гражданину возможность получения образования в данной образовательной организации, обеспечить его своевременную постановку на миграционный учет по месту пребывания, обращаться с ходатайством о продлении срока временного пребывания на период обучения, а также обеспечить его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения;
в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данную образовательную организацию направить информацию об этом в региональный орган исполнительной власти в сфере образования;
в течение трех рабочих дней со дня установления факта самовольного убытия иностранного гражданина из данной образовательной организации направить информацию об этом в указанный орган, территориальный орган в сфере миграции и территориальный орган безопасности.
Указывается, что нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов влечет наложение административного штрафа. Административная ответственность установлена также за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы, предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг с нарушением установленного порядка, неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российскую Федерацию иностранного гражданина.

 

Методические указания по заполнению формы 
Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2017 г. (форма № 1-Мониторинг) (утв. Минобрнауки России 30.03.2018 № ИК-138/05вн)

Минобрнауки России утверждены указания по заполнению формы № 1-Мониторинг, по которой подаются сведения для мониторинга деятельности вузов за 2017 год.
Респондентами по данной форме являются юридические лица, осуществляющие подготовку кадров по образовательным программам высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, находящиеся в ведении РФ.
В форме № 1-Мониторинг используются данные образовательной организации, представленные за отчетный год в статистических формах № ВПО-1, № ВПО-2, № 1-НК, № 1-ПК, № 2-наука, № 2-наука (ИНВ). Кроме того, используются данные, предоставляемые в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 05 марта 2014 г. № 162.
Методические указания содержат инструкции по заполнению разделов формы № 1-Мониторинг и направлению ее в уполномоченную организацию. Приведены также контрольные соотношения по разделам формы.

 

Политика Министерства образования и науки Российской Федерации в отношении обработки персональных данных
Опубликована политика обработки персональных данных Минобрнауки России.
Документ разработан в целях обеспечения защиты прав и свобод субъекта при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Документ содержит положения, касающиеся целей сбора персональных данных, правовых оснований, порядка и условий их обработки, объема и категории данных и субъектов, актуализации, исправления, удаления и уничтожения персональных данных, а также ответов на запросы субъектов на доступ к персональным данным.
Определено, в частности, что оператор обязан прекратить обработку персональных данных, в том числе:
в случае выявления неправомерной обработки, в срок, не превышающий трех рабочих дней;
в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку его персональных данных;
в случае достижения цели обработки. При этом он обязан уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели. При отсутствии возможности их уничтожения в указанный срок оператор осуществляет их блокирование и обеспечивает уничтожение в срок не более чем шесть месяцев, если иной срок не установлен федеральными законами.

 

VII. Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

 

Письмо Рособрнадзора от 09 ноября 2017 г № 05-500
О направлении методических рекомендаций

Рособрнадзором представлены методические рекомендации по проведению проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.
При осуществлении федерального государственного надзора проводится проверка, в том числе:
- соответствия локальных нормативных актов законодательству об образовании;
- соблюдения прав участников образовательных отношений при реализации образовательных программ;
- соблюдения требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении обучающихся;
- соблюдения требований законодательства при оказании платных образовательных услуг.
В приложении приведен перечень требований, установленных законодательством, выполнение которых подлежит обязательной проверке при осуществлении надзора в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, а также указание на предмет проверки данного требования в зависимости от задачи проверки. Также приведен перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки организации, реализующей основные программы профессионального обучения, по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

 

Обзор подготовлен научно-исследовательским центром (военно-научной информации, военно-правовых проблем) Военного университета Министерства обороны РФ

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Военный университет

Министерства обороны

Российской Федерации

Наши партнёры

© 2014 - 2019, Военный академический журнал

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now